БАК В. Ф., СТЕПАНЮК А. В.

В. Ф. БАК, А. В. СТЕПАНЮК
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ БИОЭТИЧЕСКИЙ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Обосновано методологическое единство законов природы и законов морали, что позволяет реализовать интеграцию науки и этики в процессе обучения биологии. Предложена методическая система интеграции, которая включает факультативные курсы биоэтической направленности, организацию учебной деятельности на основе сотрудничества и гуманно-личностного подхода. Дана характеристика метода аналогий при отражении тенденции интеграции науки и нравственности в содержании школьного предмета «Биология» и его использования.
Ключевые слова: интеграция науки и нравственности, системный подход, образовательный курс «Биология», метод аналогий.

В. Ф. БАК, А. В. СТЕПАНЮК
МЕТОДИКА ФОРМУВАННЯ БІОЕТИЧНИХ ЗНАНЬ ШКОЛЯРІВ У ПРОЦЕСІ ВИВЧЕННЯ БІОЛОГІЇ
Обґрунтовано методологічну єдність законів природи і законів моралі, що дає змогу реалізувати інтеграцію науки й етики в процесі вивчення біології. Запропоновано методичну систему інтеграції, яка включає в себе факультативні курси біоетичної спрямованості, організацію навчальної діяльності на основі співробітництва та гуманістично-особистісного підходу. Охарактеризовано метод аналогій у відображенні тенденції інтеграції науки та моралі у змісті шкільного предмета «Біологія» і його використання.
Ключові слова: інтеграція науки і моралі, системний підхід, навчальний курс «Біологія», метод аналогій.

Література

  1. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / В. Вернадский. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 576 с.
  2. Гаряев П. П. Волновой генетический код / П. Гаряев. – М.: Ин-т проблем управления РАН, 1997. – 108 с.
  3. Князева Е. Н. Между временем и вечностью: С. П. Курдюмов о темпоральных свойствах сложных структур / Е. Князева // Труды объединённого научного центра проблем космического мышления. – М.: МЦР, Мастер-Банк, 2007. – Т. 1. – С. 60–61.
  4. Дульнев Г. Н. «Золотое сечение» жизни. Введение в синергетику / Г. Дульнев // Культура и время. – 2006. – № 2. – С. 59–72.
  5. Мейен С. В. Проблема направленности эволюции / С. Мейен // Итоги науки и техники. Зоология позвоночных. Т. 7. Проблемы теории эволюции. – М.: Геологический институт АН СССР, 1975. – С. 66–117.
  6. Гончаренко А. И. Пространство сердца как основа сверхсознания / А. Гончаренко // Сознание и физическая реальность. – 1997. – Т. 2. – № 3. – С. 25–35.
  7. Стульпинене И. Физика языком сердца / И. Стульпинене. – Рига: Паркс рекламай, 2006. – 182 с.
  8. Менский М. Б. Тайны сознания и параллельные реальности квантового мира / М. Менский // Культура и время. – 2010. – № 1(35). – С. 111–123.
  9. Алексеева В.И. Космизм о мире, человеке и обществе: [концепции XIX– середины XX вв.] / В. Алексеева. – М.: Луч, 2012. – 440 с.
  10. Шапошникова Л. В. Космическое мышление и новая система познания / Л. Шапошникова // Язык и культура в Евразийском пространстве. Сборник статей XVII Международной научной конференции / под ред. С. К. Гураль. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2004. – С. 633–659.
  11. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Тейяр де Шарден. – М.: Наука, 1987. – 240 с.
  12. Циолковский К. Э. Космическая философия. / К. Э.Циолковский. – М.: Сфера, 2001. – 480 с.
  13. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Книга 1. / Е. Блаватская. – М.: СИРИНЪ, 1993.
  14. Алексеева В. И. Этика благоговения перед жизнью / В. Алексеева // Культура и время. – 2008. – № 2. – С. 43.
  15. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям./ В. Сухомлинский. – Харьков: Акта, 2012. – 563 с.
  16. Лебедев П. А. Ушинский / П. Лебедев. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 2002. – 120 с.
  17. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики: собр. соч. в 20 кн. – М.: Амрита, 2012. – Кн. 4. – 368 с.
  18. Методика «Ценностные ориентации» Рокича. Энциклопедия психодиагностики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyiab.info/
  19. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.

Повний текст

PDF